ЗАЦВЕРДЖАНА
Рашэнне Уздзенскага раённага
выканаўчага камітэта
09.05.2005 № 411
(у рэдакцыі рашэння
Уздзенскага раённага
выканаўчага камітэта
25.05.2005 № 41 1)
УСТАВ
государственного учреждения образования
«Детский сад № 1 г. Узда»
(новая редакция)
СТАТУТ
дзяржаўнай установы адукацыі
«Дзіцячы сад № 1 г. Узда»
(новая рэдакцыя)
г. Узда, 2022 г.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г. Узда» является государственным учреждением дошкольного образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, а также может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне и осуществлять оздоровление воспитанников.
1.2. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Положением об учреждении дошкольного образования, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь, настоящим Уставом Учреждения образования.
ГЛАВА 2
НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1. Полное наименование Учреждения образования:
на русском языке – государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г. Узда»;
на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі «Дзіцячы сад № 1 г. Узда».
2.2. Сокращенное наименование Учреждения образования:
на русском языке – Детский сад № 1 г. Узда;
на белорусском языке – Дзіцячы сад № 1 г. Узда.
ГЛАВА 3
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Место нахождения Учреждения образования (юридический адрес): 223411, Минская область, город Узда, улица Колхозная, 110.
ГЛАВА 4
ТИП, ВИД УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Тип Учреждения образования – учреждение дошкольного образования.
4.2. Вид Учреждения образования – детский сад.
ГЛАВА 5
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Предметом деятельности Учреждения образования является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
5.2. Целями деятельности Учреждения образования является:
формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций;
разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования, оздоровление ребенка.
5.3. Задачи Учреждения образования:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями;
формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта;
подготовка к продолжению образования;
оздоровление.
5.4. Основной функцией Учреждения образования является создание условий для:
обучения и воспитания, ранней социализации воспитанников;
освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждение дошкольного образования;
получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;
физического, социально-нравственного, личностного, познавательного, речевого и эстетического развития воспитанников;
формирования у воспитанников гражданственности и национального самосознания, основ патриотизма, традиционных ценностных установок;
приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям и современным традициям;
развития у воспитанников общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству;
выявления и развития индивидуальных склонностей воспитанников и их интеллектуально-творческого потенциала;
обеспечения преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования;
организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) воспитанников;
обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказания им психологической помощи.
5.5. Учреждение образования взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, государственными организациями здравоохранения, учреждениями культуры, спорта, юридическими и физическими лицами, молодежными и детскими общественными организациями, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
5.6. Учреждение образования может осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, культурной и иной деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
5.7. В соответствии с целью деятельности и Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 5 декабря 2011 года № 85 (далее – ОКРБ 005-2011), Учреждение образования осуществляет следующие виды деятельности:
85100 – дошкольное образование;
88910 – дневной уход за детьми;
56290 – прочие услуги по общественному питанию.
5.6. С целью пополнения внебюджетных денежных поступлений Учреждение образования может осуществлять платные виды деятельности в соответствии со Статистическим классификатором СК 27.005-2015 «Платные услуги населению» (СКПУН):
85.10.10 – услуги в области дошкольного образования.
85.59.01 – услуги в области образования, не включенные в другие группировки;
85.60.10 – услуги в области образования вспомогательные.
ГЛАВА 6
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕДИТЕЛЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Учредителем Учреждения образования является Узденский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Компетенции Учредителя определяются актами законодательства.
6.2. Обеспечение деятельности Учреждения образования осуществляет Государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Узденского района» на основании заключенного договора об оказании услуг по обеспечению деятельности бюджетной организации.
6.3. Органом государственного управления, уполномоченным собственником управлять имуществом учреждения образования, является управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома (далее – Управление).
ГЛАВА 7
ЯЗЫК (ЯЗЫКИ) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
ПЕРЕЧЕНЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Основным языком обучения и воспитания является русский язык. Делопроизводство, оформление информационного поля в Учреждении образования осуществляется на русском языке.
7.2. В соответствии с пожеланиями воспитанников и их законных представителей по решению Учредителя, согласованному с Министерством образования, в Учреждении образования могут создаваться группы, в которых воспитанники изучают язык национального меньшинства.
7.3. Учреждение образования реализует образовательную программу дошкольного образования. В учреждении образования могут быть реализованы:
образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования;
образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
экспериментальная учебная программа дошкольного образования;
индивидуальные учебные программы для воспитанников с особыми образовательными потребностями;
образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
7.4. Учреждение дошкольного образования руководствуется:
при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью актами законодательства, которые определяют порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования при реализации образовательных программ специального образования;
при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи актами законодательства, которые определяют порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и приема в них лиц для получения дополнительного образования.
7.5. Образовательная программа дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуются в дневной форме получения образования.
7.6. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования и образовательных программ специального образования организовывается в Учреждении образования, а также может организовываться на дому.
7.7. В Учреждении образования при реализации образовательной программы дошкольного образования образовательный процесс осуществляется в группах или индивидуально. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя Учреждения образования в соответствии с индивидуальным учебным планом или индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой для обучающегося с особыми индивидуальными образовательными потребностями.
7.8. Для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать Учреждение образования, создаются условия для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому.
Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать Учреждение образования, создаются условия для получения специального образования на дому.
7.9. Перечень медицинских показаний для получения дошкольного и специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения.
7.10. Образовательный процесс для освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования на дому организуется Учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника.
Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется Учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или государственным учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.
7.11. В целях социализации воспитанника (в том числе лица с особенностями психофизического развития), осваивающего содержание образовательной программы дошкольного образования (или получающего специальное образование) на дому, занятия могут организовываться на дому или в сочетании занятий на дому и в Учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.
7.12. Решение об освоении содержания образовательной программы дошкольного образования на дому принимается Управлением по месту жительства (месту пребывания) воспитанника на основании заявления законного представителя и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Решение о получении специального образования на дому или на дому и в Учреждении образования принимается Управлением по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании заявления законного представителя несовершеннолетнего лица, заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также заключения врачебно-консультационной комиссии.
7.13. Порядок организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования и получения специального образования на дому устанавливается Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
ГЛАВА 8
ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
8.1. Учреждение образования является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении воплощенную часть государственной собственности, несет самостоятельно ответственность по своим обязанностям, может от своего имени приобретать и совершать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение образования отвечает по своим обязанностям за использование денежных средств, находящихся в ее распоряжении.
8.2. Финансирование Учреждения образования производится за счет средств районного бюджета и иных, не запрещенных законодательством источников.
8.3. Дополнительными источниками финансирования Учреждения образования являются:
средства, полученные от оказания платных образовательных услуг;
средства попечительского совета;
безвозмездная (спонсорская) помощь;
иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Спонсорами Учреждения образования могут быть учреждения, организации, а также частные лица, заинтересованные в ее становлении и развитии.
8.4. Имущество, предоставленное Учреждению образования, относится к коммунальной собственности и находится в ее оперативном управлении. Учреждение образования в отношении закрепленного за ним имущества совершает право владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, и в соответствии с целями своей деятельности. Помещения Учреждения образования оснащаются необходимым надворным оборудованием, инвентарем и эксплуатируются в соответствии с требованиями правил охраны труда, санитарных правил и норм.
8.5. Учреждение образования не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом.
8.6. Материально-техническая база Учреждения образования формируется по действующим нормативам с учетом обеспечения образовательного процесса и вида Учреждения образования. Материально-техническую базу учреждения образования составляют земельный надел, капитальные постройки, оборудование, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления воспитанников.
8.7. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения образования. Работники учреждения образования, учащиеся, их законные представители несут ответственность за сбережение помещений имущества Учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
8.8. С целью удовлетворения запросов заинтересованных, пополнения внебюджетных денежных поступлений Учреждение образования может совершать платные виды деятельности в области дошкольного образования.
Оказание образовательных услуг на платной основе производится на основе Договора о платных услугах в сфере образования.
Порядок и условия предоставления платных образовательных услуг определяются отдельными нормативными правовыми актами.
Оказание платных образовательных услуг не может осуществляться вместо или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, оказываемых за счет средств бюджета.
Средства, полученные Учреждением образования от приносящей прибыль деятельности, в том числе от оказания платных образовательных услуг, поступают в ее самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Имущество, приобретенное за счет приносящей прибыль деятельности, поступает в оперативное управление Учреждения образования и используется ею в соответствии с законодательством Республики Беларусь, учитывается на самостоятельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.
8.9. Развитие материально-технической базы Учреждения образования осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, других государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.
8.10. Учреждение образования имеет право выращивать сельскохозяйственную продукцию и совершать ее продажу.
8.11. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступающих в самостоятельное распоряжение Учреждения образования, учитываются и расходуются по сметам, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 9
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
9.1. Управление Учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
9.2. Учреждение образования имеет печать и штамп с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, может иметь другие средства идентификации.
9.3. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от нее в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами, начальником Управления. Должностные обязанности заведующего Учреждения образования утверждаются в его должностной инструкции Управлением, иные полномочия заведующего устанавливаются актами законодательства.
9.4. Руководитель Учреждения образования:
действует от имени Учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;
взаимодействует с органами самоуправления Учреждения образования;
издает приказы, заключает договора, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;
ведет (заполняет) сведения о движении детей в Учреждении образования;
предоставляет информацию о наличии свободных мест в группах Учреждения образования;
утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами;
возглавляет педагогический совет Учреждения образования;
определяет порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования;
ежегодно на основе типовых учебных планов утверждает учебный план Учреждения образования;
утверждает индивидуальные учебные планы;
осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующими актами законодательства.
9.5. Руководитель Учреждения образования в деятельности по управлению этим Учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления Учреждения образования.
9.6. Основным органом самоуправления в Учреждении образования является педагогический совет, возглавляемый заведующим Учреждением образования. В состав педагогического совета входят все педагогические работники Учреждения образования. Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с основными направлениями развития дошкольного образования с учетом специфики Учреждения образования, а также планом работы, утверждаемым заведующим не позднее 1 сентября текущего года.
Педагогический совет является коллегиальным органом Учреждения образования и совершает свою работу в форме заседаний, проводимых не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы или по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции педагогического совета.
9.7. В Учреждении образования могут создаваться другие органы самоуправления: попечительский совет, родительский комитет.
Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующими актами законодательства, Положениями о соответствующих органах самоуправления, настоящим Уставом.
9.8. Для обеспечения планирования и контроля деятельности Учреждения образования, а также для оперативного решения вопросов, проводятся совещания при заведующем. Совещание при заведующем является одной из форм подготовки управленческих решений, основанных на принципах единоначалия. Совещание при заведующем проводится не реже одного раза в месяц в соответствии с планом работы Учреждения образования. При необходимости может проводиться внепланово.
9.9. В целях оказания содействия в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы, в Учреждении образования создается совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок создания в Учреждении совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, его задачи и функции, а также порядок организации его работы определяются Министерством образования Республики Беларусь.
9.10. Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении образования осуществляют специалисты Учреждения образования, принимающие непосредственное участие в воспитании воспитанников и имеющие педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.
9.11. В Учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
9.12. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних обучающихся может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, в соответствии с нормативными актами.
ГЛАВА 10
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО
РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
10.1. Структура Учреждения образования утверждается заведующим Учреждением образования по согласованию с Управлением.
Учреждение образования может иметь в своей структуре: пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр.
10.2. Организационно-штатная структура Учреждения образования утверждается заведующим по согласованию с Управлением на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
10.3. Трудовые отношения работников в Учреждении образования, включая вопросы приема, перевода и увольнения, режима работы и отдыха, условий труда, гарантий и компенсаций, регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
10.4. Прием на работу в Учреждение образования и увольнение педагогических и иных работников осуществляет заведующий.
10.5. На должность педагогического работника принимаются лица, имеющие соответствующее образование и квалификацию.
10.6. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
имеющие судимость, которая не снята или не погашена;
не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.
10.7. Оплата труда работников Учреждения образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Положениями об оплате труда работников.
10.8. Трудовые книжки всех работников Учреждения образования ведутся и хранятся в Учреждении образования.
10.9. Аттестация педагогических работников Учреждения образования осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, Министерством образования, Министерством труда и социальной защиты.
ГЛАВА 11
ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
11.1. Учредитель обеспечивает создание условий для реализации права граждан на получение бесплатного дошкольного образования.
11.2. Учредитель и Управление осуществляют контроль за обеспечением качества образования, иные полномочия, определенные Кодексом и соответствующими актами законодательства. Учредитель может принимать решение об изменении вида, реорганизации, ликвидации Учреждения образования по собственной инициативе на основе оценки последствий принятия таких решений и в порядке, установленном законодательством. Учредитель может устанавливать иную наполняемость групп (в том числе специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания) при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с нахождением воспитанников.
11.3. Учредитель осуществляет управляющие функции и координацию деятельности учреждения образования по вопросам реализации государственной политики в сфере образования, охраны детства.
11.4. Учредитель обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения образования.
ГЛАВА 12
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
12.1. Образовательный процесс организуется на основе:
принципов государственной политики в сфере образования;
образовательных стандартов;
достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
современных образовательных и информационных технологий.
12.2. Одним из направлений образовательного процесса является процесс воспитания, направленный на формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Процесс воспитания осуществляется как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.
12.3. Организация образовательного процесса в Учреждении образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа в режиме пятидневной учебной недели.
12.4. Время пребывания воспитанников в Учреждении образования определяется Учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и составляет 10,5 часов.
Время пребывания воспитанника в учреждении образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.
Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей.
Срок получения образования лиц, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.
12.5. Зачисление лиц для получения дошкольного образования производится в течение календарного года при наличии в нем свободных мест на основании заявления законного представителя, медицинской справки о состоянии здоровья, направления, выданного Управлением, заключения врачебно-консультационной комиссии (для получения образования дома, в санаторных группах), заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).
Зачисление лиц для получения дошкольного образования производится путем издания приказа заведующим Учреждения образования о зачислении лица в учреждение образования.
12.6. В Учреждение образования принимаются дети из числа несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике.
12.7. Решение об отчислении воспитанника принимает заведующий Учреждения образования путем издания приказа.
12.8. В Учреждении образования могут создаваться санаторные группы, другие группы, а также специальные группы, санаторные специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, санаторные группы интегрированного обучения и воспитания при организации интегрированного обучения и воспитания. Порядок создания специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания, а также организация образовательного процесса в них, определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Санаторные группы – группы, в которых воспитанники получают дошкольное образование и оздоровление.
12.9. Назначение и наполняемость групп (в том числе специальных и интегрированного обучения и воспитания) в Учреждении образования определены Кодексом Республики Беларусь об образовании. Комплектование групп Учреждения образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Перевод воспитанника из одной группы в другую в отдельных случаях может осуществляться в течение учебного года по желанию законных представителей воспитанника или при наличии объективных обстоятельств и с согласия законных представителей при условии наличия свободного места.
12.10. Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года:
второго раннего возраста – от одного года до двух лет;
первую младшую – от двух до трех лет;
вторую младшую – от трех до четырех лет;
среднюю – от четырех до пяти лет;
старшую – от пяти до семи лет;
разновозрастную – от одного года до семи лет;
санаторную второго раннего возраста – от одного года до двух лет;
санаторную первую младшую – от двух до трех лет;
санаторную вторую младшую – от трех до четырех лет;
санаторную среднюю – от четырех до пяти лет;
санаторную старшую – от пяти до семи лет;
санаторную разновозрастную – от одного года до семи лет.
12.11. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. В разновозрастных группах организация образовательного процесса осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.
12.12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования в учреждении образования организуется в соответствии с законодательством. Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных).
12.13. В соответствии с запросами законных представителей и на основании решения Учредителя в Учреждении образования могут функционировать группы кратковременного пребывания воспитанников, в том числе для детей, не посещающих учреждение образования, с режимом работы от 2 до 7 часов (ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год), как на платной, так и на бюджетной основе, при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, без организации питания.
12.14. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации образовательного процесса, могут использоваться другие: экскурсия, наблюдение, дежурство, образовательная ситуация и др. Домашние задания во всех возрастных группах в течение учебного года не задаются.
12.15. В течение года устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности. Общая продолжительность каникул составляет 112 дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.
В период каникул при сокращении числа воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом существующей эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп, в том числе в разновозрастные, или их закрытие.
12.16. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи может осуществляться в объединениях по интересам (кружок, клуб, секция, студия, мастерская) различного профиля в форме занятий. Объединения по интересам могут быть одновозрастными или разновозрастными.
12.17. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении образования осуществляется в соответствии с законодательными актами. В целях реализации задач научно-методического обеспечения Учреждение образования взаимодействует с другими учреждениями образования, научно-методическими и учебно-методическими учреждениями системы образования.
12.18. Питание воспитанников в Учреждении образования организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил, гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание воспитанников.
При необходимости организуется диетическое питание.
12.19. Конкретные вопросы образовательного процесса решаются педагогическим советом и администрацией Учреждения образования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, локальными правовыми актами и настоящим Уставом.
ГЛАВА 13
СВЕДЕНИЯ О СОЗДАНИИ, РЕОРГАНИЗАЦИЯХ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
13.1. Узденский ясли-сад № 1 был открыт решением Узденского районного совета народных депутатов в 1979 году и переименован в 2005 году в учреждение образования «Узденский государственный ясли-сад № 1» на основании решения Узденского районного исполнительного комитета от 25 мая 2005 года № 411. В ноябре 2011 года переименован в государственное учреждение дошкольного образования «Узденский ясли-сад № 1» на основании решения Узденского районного исполнительного комитета от 14 ноября 2011 года № 2145.
13.2. Государственное учреждение образование «Детский сад № 1 г. Узда» переименовано в ноябре 2022 года (старое название – государственное учреждение дошкольного образования «Узденский ясли-сад № 1», зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690346596 на основании решения Узденского районного исполнительного комитета № 701 от 14.05.2019 г.
13.3. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения дошкольного образования «Узденский ясли-сад № 1» и вступает в силу с момента регистрации.
ГЛАВА 14
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
14.1. Создание, реорганизация и ликвидация Учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.
14.2. Решение об изменении вида, реорганизации, ликвидации Учреждения образования принимается Учредителем на основании оценки последствий таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего дошкольного образования, на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования на этой территории.
14.2. В случае реорганизации, ликвидации Учреждения образования, прекращения действия лицензии на образовательную деятельность, Учредитель принимает меры по переводу воспитанников с согласия законных представителей несовершеннолетних воспитанников в иные учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 15
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ
В УСТАВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
15.1. Изменения и (или) дополнения в настоящий Устав Учреждения образования вносятся после их утверждения Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 16
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
16.1. Участниками образовательного процесса в Учреждении образования являются:
воспитанники;
законные представители воспитанников (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители);
педагогические работники;
Учреждение образования.
Отношения участников образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и взаимоуважения.
16.2. Учреждение образования в соответствии с актами законодательства имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций.
16.3. Учреждение образования обязано обеспечивать:
качество образования;
разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
моральное и материальное стимулирование педагогических и иных работников Учреждения образования;
меры социальной защиты воспитанников;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи воспитанникам;
ознакомление законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в Учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, уставом, правилами внутреннего распорядка, иными локальными правовыми актами Учреждения образования, содержащими права и обязанности воспитанников, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования;
самоконтроль за обеспечением качества образования, порядок и периодичность проведения которого определяется заведующим Учреждения образования;
сбор, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства;
ведение в установленном порядке делопроизводства и статистического отчета, предоставление сведений, предусмотренных нормативными документами, в соответствующие государственные органы;
своевременное представление статистического отчета, выполнение доведенных показателей социально-экономического развития, показателей государственных программ в установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
16.4. Учреждение образования может реализовывать программу воспитания, участвовать в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка.
16.5. Педагогические работники Учреждения образования имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
участие в управлении Учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
Иные права устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Учреждения образования.
16.6. Педагогические работники Учреждения образования обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
пропагандировать здоровый образ жизни его среди воспитанников;
обеспечить соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;
иные обязанности, установленные актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Учреждения образования.
16.7. В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
реализовывать государственную политику в сфере образования;
строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег;
добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности, постоянно совершенствовать свой профессионализм;
формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения;
проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях;
в рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации;
способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе воспитанников и педагогическом коллективе;
соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
16.8. Права и обязанности других работников Учреждения образования устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
16.9. Педагогическим работникам запрещено использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения воспитанников и законных представителей к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
16.10.Законные представители (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) воспитанников имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, лицензией на образовательную деятельность, а также с учебно-программной документацией Учреждения образования;
участие в управлении Учреждением образования;
защиту прав и законных интересов воспитанников;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) воспитанников;
включение в состав попечительского совета Учреждения образования и исключение из него на основании решения общего собрания;
иные права законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.
16.11. Законные представители воспитанников обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития воспитанников;
нести ответственность за воспитание детей;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования учредительных документов и Устава Учреждения образования;
вносить своевременно плату за питание воспитанника в Учреждении образования;
посещать Учреждение образования по приглашению администрации, родительские собрания, другие мероприятия, требующие их присутствия;
своевременно информировать педагогов о невозможности посещения воспитанником Учреждения образования, причине пропуска;
выполнять иные обязанности законных представителей воспитанников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения дошкольного образования.
16.12. Воспитанники имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, образовательной программой специального образования, образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
обучение и воспитание в соответствии с Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатную коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии и коррекционно-педагогическую помощь в Учреждении образования;
пользование учебными пособиями;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения образования;
получение платных услуг в сфере образования;
получение образования в соответствии с учебной программой дошкольного / специального образования на дому;
участие в конкурсах, турнирах, фестивалях, праздниках и других образовательных мероприятиях и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях общественной, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
иные права воспитанников устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.