Ответственность родителей за воспитание и содержание детей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 января 2019 г. № 22

О признании детей находящимися в социально опасном положении


Изменения и дополнения:
   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 493 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2021, 5/49390);
   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 502 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2022, 5/50540) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 августа 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 сентября 2022 г.;
   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 502 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2022, 5/50540) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 августа 2022 г. и 1 сентября 2022 г.
 

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров       Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).
2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.
3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 502

 

Приложение к постановлению

Совета Министров Республики Беларусь

15.01.2019 № 22


Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

Показатели социально опасного положения

  • родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
  • родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
  • родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
  • родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
  • родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);
  • родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания;
  • в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами;
  • оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей).                                                                                        

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие

Показатели социального положения:

  • в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

Показатели социального положения:

  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений
  • установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему
  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов
  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 22

О признании детей находящимися в социально опасном положении

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 493 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2021, 5/49390) <C22100493>x

Семья — социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с данной Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.

Для реализации основных положений Конвенции о правах ребенка были принятыЗаконы Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000)». В данных нормативных документах закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, определены принципы государственной политики в отношении детей, установлены обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка. В частности, законодательно закреплены: право каждого ребенка жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание,  право на жилище, право на наследование им родителей (статья 16, 18, 19) и др.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, семья находится под защитой государства. Государство осуществляет заботу о семье путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании и других видов помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания содержатся также в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь об образовании. В частности, Конституция РБ обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду, воспитывать у них трудолюбие.

Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление матери и отцу равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних, а также нетрудоспособных детей. Родители, не выполняющие свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, лишаются родительских прав. Основаниями для этого могут служить: жестокое обращение с детьми, антиобщественное поведение родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.), тяжелые психические расстройства родителей и т. п. В сложных для детей семейных ситуациях органы опеки и попечительства осуществляют надзор и регулируют отношения родителей и других родственников к детям.

Уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей представляет собой особую опасность, потому что оно не носит разового характера, а повторяется систематически, ущемляя интересы несовершеннолетнего ребенка.

 Именно наличие системы в действиях (бездействии) родителя, то есть совершение неоднократных поступков, свидетельствующих о нежелании заботиться о жизненно важных потребностях своих детей (в пище, одежде, лечении, воспитании и так далее), подтвержденных фактами, выявленными при рассмотрении ситуации, служит основанием вынесения решения о лишении родительских прав.

      Более мягкой мерой семейно-правовой ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей является отобрание ребенка без лишения родительских прав.

В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, 24 ноября 2006 г. издан Декрет Президента Республики Беларусь  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).

1. Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение <*> в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

 В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

 В то же время Декрет №18 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.

 В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.

Ст.9.4. Кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении.

Невыполнение родителями или лицами их заменяющими обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, административная или уголовная ответственность, за которое наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа до 10 базовых величин.

Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье»

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

     Родители,  а также иные лица и организации, принимающие участие в  воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.  Воспитание признается   ненадлежащим,  если  не  обеспечиваются права и законные интересы ребенка,  а также если ребенок находится в социально   опасном   положении   (вследствие   безнадзорности   или беспризорности находится в обстановке,  представляющей опасность для его  жизни  или  здоровья  либо  не  отвечающей  требованиям  к  его воспитанию  или  содержанию,  либо  совершает  правонарушения).

Статья 75. Воспитание детей.

         Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

         В случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка государство применяет ст. 85.

         Статья 85. Отобрание ребенка без лишения родительских прав.

         Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

         Но есть и более суровая мера в отношении родителей – ст. 80 «Лишение родительских прав».

Статья 80. Лишение родительских прав

          Родители  могут быть лишены родительских прав в отношении  несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются  от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют  своими  родительскими 

правами, жестоко обращаются с детьми ведут, аморальный  образ  жизни,  что  оказывает вредное воздействие  на  детей,  а также, если родители являются хроническими алкоголиками  или  наркоманами  или  если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

          При  отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения)  и  других   детских   лечебно-профилактических   и учебно-воспитательных учреждений,  а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании,  в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребёнок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребёнка. Право выбора одного из родителей для совместного проживания даётся ребёнку по достижении им десяти лет.
      

    Статья 17. Ответственность семьи за ребёнка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объёме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами РБ. Нарушение прав и ущемление интересов ребёнка родителями (опекунами, попечителями) влечёт ответственность, предусмотренную законодательными актами РБ. В случаях, установленных законодательными актами РБ, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства РБ.


         Официальное разъяснение Закона «О правах ребёнка»

Согласно ст. 14 Закона Беларуси «О правах ребенка» родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат (ст. 162 КоАП РБ).

В случае, если родители, или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками и тем самым, ставят свою семью в тяжелое материальное положение, то ст. 373 ГПК Беларуси дает право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства, общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении в дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему па руки зарплату, пенсию, пособие.

Уклонение от воспитания своих детей, жестокое обращение с ними, ведение аморального антиобщественного образа жизни, заболевание алкоголизмом или наркоманией влечет применение крайней меры - лишение в судебном порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приемные опекунские семьи (ст. 80 КоБС Беларуси).

Официальное разъяснение Декрета Президента РБ № 18 от 28.11.2006 г. «О дополнительных мерах по государственной  защите детей в неблагополучных семьях»

§  Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

§  Комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о признании ребёнка, нуждающегося в государственной защите, об отобрании ребёнка у родителей, устанавливает ему статус детей оставшихся без попечения родителей, помещает ребёнка на государственное обеспечение (социальные приюты).

§  Неработающие родители с момента отобрания ребёнка берутся на учёт в органах внутренних дел для профилактического наблюдения.

§  Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребёнка родителям ребёнка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

§  Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с родителей солидарно.

§  Обязанность возмещения расходом по содержанию детей возникает со дня помещения ребёнка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.

§  При недостаточности денежных средств на погашение расходов на содержание детей взыскание обращается на имущество родителей.

§  В случае если родители не работают, вопросы трудоустройства решаются судом.

§  Уклонение родителей от явки на работу или неисполнение, неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечения их к уголовной ответственности.

§  По искам местных исполнительных и распорядительных органов, чьи дети помещены на государственное обеспечение, родители могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда.

Источник:

  1. Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье»
  2. Кодекса РБ «Об образовании»
  3. Кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении
  4. Закон  Беларуси «О правах ребенка»
  5. Декрет Президента РБ № 18 от 28.11.2006 г. «О дополнительных мерах по государственной  защите детей в неблагополучных семьях»

 

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

Законодательством Республики Беларусь

за оставление детей в опасной для жизни ситуации

предусмотрена

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

          В Беларуси ежегодно несколько десятков семей теряют своих малышей в огне. Возраст наибольшего риска – 5-6 лет, когда ребенок ещё полностью не осознаёт всех последствий  проявления огня. Объяснить последствия игр со спичками, зажигалками должны мы, взрослые. При пожаре дети чаще всего пугаются и прячутся. Не умея действовать, и не понимая опасности дыма, они спасаются под кроватями и в шкафах. Потренируйте в игровой форме действиям на случай пожара, научите покидать опасное помещение.

         Уважаемые взрослые! Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра!!! Будьте хорошим примером для подражания – соблюдая правила осторожного обращения с огнем, эксплуатации печного отопления и электрооборудования, вы научите безопасности своих малышей. Жилые комнаты оборудуйте автономными пожарными извещателями. Это поможет защитить вашу семью и предотвратить трагедию в доме.  

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СТАТЬЯ 159 «ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ»

  п.2  Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

  п.3  Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни и здоровья состояние – наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишения свободы до трех лет.

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.3Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величинили общественные работы, или административный арест.

3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -

влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

4. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -

влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, -

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.


Статья 19.5. Занятие проституцией

1. Занятие проституцией - влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений,

 на индивидуального предпринимателя - от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

 

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности,

- влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания

-влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

поделиться в: