Информация для педагогов
«Наблюдение как основной метод ознакомления с природой детей дошкольного возраста»
04.06.2024Консультация для педагогических работников
«Наблюдение как основной метод ознакомления с природой детей дошкольного возраста»
Наблюдение как метод обучения – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное познание детьми объектов и явлений природы.
В процессе ознакомления дошкольников с природой и их экологического воспитания метод наблюдения является основным, ведущим, т.к. включение различных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Систематическое использование наблюдений в процессе ознакомления с природой приучает ребенка приглядываться, подмечать особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, способствует решению одной из важных задач умственного воспитания. Наблюдение является неисчерпаемым источником эстетических впечатлении и эмоционального воздействия на детей. В процессе наблюдений происходит усвоение разных знаний о свойствах и качествах, о структуре и внешнем строении, о причинах изменения и развития объектов, о сезонных явлениях.
Наблюдения классифицируют в зависимости от:
Место проведения |
Наблюдения в естественной обстановке живой природы |
Экскурсии и целевые прогулки |
Специально организованные условия |
Прогулка на участке дошкольного учреждения, на занятии, в экологическом центре и т.д. |
|
Количество детей |
|
|
Содержание |
Наблюдения за животными растениями, явлениями неживой природы, сезонными изменениями, погодой, трудом |
|
Длительности наблюдений |
|
|
Повторности наблюдений за одним объектом |
|
|
Инициатор наблюдений |
|
|
Цель |
|
Организация наблюдений
Возраст |
Основные задачи |
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
2 – 4 года |
Привлекают яркие и подвижные объекты Первые наблюдения за животными (не за растениями) Объем формируемых представлений ограничен |
Основная задача: привлечение внимания детей к объекту: игровые сюрпризные приемы + последующая игра, изобразительная деятельность, труд. |
Основная задача: рассматривание объекта. Педагог различными приемами побуждает детей к активному поведению: кормит, играет, обращая внимание детей на то, как ест животное, как смотрит, какие издает звуки и т.д. и побуждает детей называть то или иное действие. Со второй половины года можно использовать прием сравнения. Педагог подбирает двух животных или растений и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши видят, что объекты природы отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движений и т.д. Используются приемы подражания движениям, звукам. С 3-летнего возраста можно включать в наблюдение отдельные поисковые действия. |
В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональные впечатления детей от общения с животным или растением, целесообразно спеть им песенки, прочитать стихотворения по теме наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. |
4-5 лет |
Объем представлений расширяется Продолжается знакомство с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, Выделение составных частей, характерных признаков каждого из животных, растений Первоначальные знания о приспособленности животных и растений к окружающей среде |
Ставится познавательная задача, связанная с практической деятельностью. |
Педагог использует различные приемы, помогающие сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных особенностях (Кто это? Что это? Какого цвета? Какой формы?), следует задавать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений между объектами. Особое внимание следует уделять формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью продумываются приемы активизации речи детей. Используется прием сравнения по признакам отличия и сходства и прием актуализации личного опыта ребенка. Рекомендуется использовать загадки, потешки, стихи по содержанию занятия, а также организовывать несложные трудовые действия. |
В конце наблюдения с помощью вопросов необходимо выяснить, как дети усвоили представления о наблюдаемом объекте, какие получили знания о способах ухода за ним и т.д. вопросы следует формулировать так, чтобы они были интересны детям и вели к обобщению полученных знаний. |
5-6 лет |
Продолжается знакомство с особенностями внешнего вида животного, его образом жизни, движением, питанием, сезонными изменениями, защитой от врагов, ростом и развитием. Установление связей между внешним видом животного, его образом жизни, средой обитания и способами ухода за ним. Усложняется методика организации и проведения наблюдения. |
Педагог ставит познавательную задачу. |
Педагог задает детям разнообразные вопросы, направленные на припоминание, сопоставление, поиск. Чаще используются сравнения по общим (сходным) признакам. Это дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Детям предоставляется большая самостоятельность в использовании обследовательских действий, но педагог должен стремиться к тому, чтобы эти действия были осознанными. Широко применяются трудовые действия. |
Наблюдение заканчивается обобщением. Результаты наблюдения дети отражают в речи и в дальнейшем используют в различной деятельности (трудовой, игровой, изобразительной и т.д.). |
Литература:
Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций : учеб. пособие / О.Н.Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н.Дубинина [и др.]. – 2-е изд.испр. – Минск : Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2017. – 390 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
Организация активной двигательной деятельности ребенка – одно из условий физического и психического здоровья детей
04.06.2024Организация активной двигательной деятельности ребенка – одно из условий физического и психического здоровья детей
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует,
бегает, кричит, пусть он находится в постоянном
движении.
Ж.-Ж. Руссо
Проблема века — гиподинамия, — остро обозначенная в 50-е гг. XX в. в экономически развитых странах в результате научно-технического прогресса, коснулась и дошкольных учреждений. Интерес к ней оказался настолько велик, что научными исследованиями в этом направлении стали заниматься в рамках практически всех наук о человеке (анатомии и физиологии, медицины, биологии, педагогики, психологии и др.).
Было установлено, что дефицит двигательной активности отрицательно сказывается буквально на всех направлениях жизнедеятельности человека. Особое значение ДА имеет в детском возрасте. По мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является необходимым условием формирования всех систем и функций организма.
Ю.Ф. Змановский указывает, что двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической работоспособности. Увеличение ДА благотворно сказывается на функциональном состоянии головного мола. В экспериментальных исследованиях зарубежных автором большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений. Доказано положительное влияние воздействия корригирующих программ физического воспитания на психомоторное развитие ребенка. Чисто лечебные программы, основанные на движениях, постепенно совершенствовались и включались в качестве обязательных в образовательные программы. Так, известный всему миру институт Эвана Томаса строит свои программы опережающего умственного развития детей на фундаменте физических упражнений, включающих основные движения, плавание, упражнения для рук и пальцев, что обеспечивает не только физическое, но и интеллектуальное здоровье.
При недостаточной ДА:
- Снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
- Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на защитных силах организма.
Следовательно, можно говорить о ведущей роли ДА в воспитании здорового ребенка.
Однако, несмотря на фундаментальные научные разработки и практические рекомендации в этом направлении, в учреждениях образования отмечается низкий двигательный режим, нарушающий баланс в учебной деятельности ребенка, приводящий к переутомлению и снижению иммунитета.
Для предупреждения утомления и полного использования развивающего потенциала ДА необходимо обеспечить условия для различных видов движений и действий детей, включения двигательного компонента во все без исключения виды детской деятельности, в том числе умственной. Одним из основных методов руководства ДА является создание условий для многообразной спонтанной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей их здоровья; Интересов и возможностей.
В ЗОЖ ребенка особое место отводится двигательному режиму, который трактуется как рациональное сочетание различных видов, форм и содержания ДА ребенка. В литературе встречаются термины «достаточный», «нормальный», «повышенный» двигательные режимы. Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей как фактора здоровья.
Структурными компонентами двигательного режима являются все формы работы по физическому воспитанию, основу которых составляет двигательная деятельность. Сюда входят: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность, индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа, секционно-кружковые занятия; профилактические и реабилитационные мероприятия. Главная целевая направленность двигательного режима состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями в области здоровья, воспитать у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в оздоровительной работе на предстоящий период. Обязательное требование к физкультурным мероприятиям — они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.
Вместе взятые формы организации физического воспитания представляют собой суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей. Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, и носит волнообразный характер. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 ч). Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей — до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера. Осторожно будем подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения сразу после подъема детей. Лучше всего детям дать возможность двигаться самостоятельно, создав условия для движений.
Процентное соотношение организованных форм физкультурно-оздоровительной работы и самостоятельной двигательной деятельности детей в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста разное, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 от объема их общей ДА. Иными словами, потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм ДА и содействует индивидуализации двигательного режима.
Чтобы обеспечить оздоровительный эффект самостоятельной ДА, воспитателю необходимо владеть опосредованными методами руководства, которые предусматривают такие обязательные моменты, как:
организацию физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, количество, частую сменяемость физкультурных пособий и двигательных игрушек);
закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье;
владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации ДА детей.
Воспитатель должен:
- наблюдая за детьми, видеть, каждого. В процессе наблюдения особое внимание следует обратить на мало- и гиперподвижных детей, на разнообразие движений, уметь трансформировать I их в игровую деятельность, что предупреждает утомление;
- предусмотреть каждому из детей место для движений, оберегать это пространство;
- привлечь детей к размещению физкультурных пособий в групповой комнате, на участке детского сада и стимулировать этим самым желание двигаться;
- снять напряжение, скованность отдельных детей похвалой, совместным движением;
- помочь выбрать пособие и место для движений;
- без навязывания объединить в совместной деятельности детей разной подвижности, предоставив один предмет (мяч, обруч, скакалку) на двоих;
- обыграть все новые игрушки и физкультурные пособия, вести совместный поиск различных видов и способов движений. Например, по доске можно по-разному ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч. Доска по-разному может быть размещена в пространстве (наклонно, боком, на кубиках), что требует других сочетаний движений;
- при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь малоподвижным детям несложные активные движения перемещения в пространстве, гиперподвижным — более сложные, требующие точности, сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды лазанья, бег по ограниченной площади и т.п.); 5
- отдавать предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям, стимулирующим выбор способа действий, чаще менян, их расположение в пространстве, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
- никогда не ограничивать чрезмерную подвижность ребенка, но при этом необходимо внести в бесцельный бег сюжет, содержащие, мотивацию;
- иногда включаться в совместную игру с кем-либо из детей или показать пример движений с игрушкой, предметом, пособием;
- периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении детей материала и преодолевать их по-разному.
Выполнение указанных несложных правил не только будет способствовать полному удовлетворению биологической потребности в движении, но и обеспечит эмоционально-психологический комфорт ребенку.
Выделим общие требования к разработке двигательного режима: продолжительность ДА в течение суток должна составлять Не менее 60 % от общего времени бодрствования в группах раннего и младшего дошкольного возраста и 50 % — старшего дошкольного возраста;
содержанием двигательного режима должна быть деятельность, разнообразная по формам (самостоятельная, организованная) и видам (двигательная, игровая, учебная), а также составу движений и физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и утомления детей;
в двигательный режим включаются все формы и виды ДА, в том числе кружковая и коррекционная работа;
периоды высокой ДА чередуются с отдыхом и малоподвижными видами деятельности;
каждый ребенок должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.
В организованных формах физкультурной деятельности следует:
индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении физических упражнений;
искать методы оптимизации ДА детей, которая должна составлять не менее 60 % от общего времени занятия.
Каждое физкультурное мероприятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т. е. физиологически обоснованной.
Программируя нагрузку, следует предусмотреть увеличение пульса на 15-20 % во вводной части, на 40-70 % — в конце основной (пик нагрузки). К концу занятия пульс должен вернуться, почти до исходных величин. Если в течение 3 мин после пика нагрузки пульс не восстанавливается, нагрузка трактуется как завышенная, небезопасная для организма. Низкие нагрузки не дают оздоровительного эффекта.
Для обеспечения оптимальной физической нагрузки предусмотрим ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности (табл. 4). Физическая нагрузка программируется подбором упражнений по их сложности, амплитуде, количеству, продолжительности.
Учтем также индивидуальные возможности каждого ребенка. Недопустимы как чрезмерная, так и недостаточная нагрузка: одна вызывает переутомление, другая не дает тренирующего эффекта. И та и другая снижают результативность занятия в целом.
В каждой части организованных физкультурных мероприятий свои специфические физические упражнения: подготавливающие, разминочные — во вводной; обучающие и тренирующие — в основной; успокоительные — в заключительной. Упражнения подбираются по анатомическому признаку, разные по I интенсивности, сложности, с обязательной сменой исходных положений, при разнообразии физкультурных пособий, способов организации, методов обучения. Соблюдение указанных требований позволяет предупредить утомление детей и сохранить интерес на протяжении всего занятия.
Таблица 4. Специфика задач организованных физкультурных
мероприятий и критерии оценки их оздоровительной
результативности
№ |
Задачи занятий |
Критерии результативности |
|
Образовательные — формирование двигательных умений |
Осознание детьми значимости движений для здоровья (укрепление мышц, осанки, стопы, тренировка сердца, дыхания) |
|
Оздоровительные - формирование систем и функций организма, удовлетворение потребности и движении; закаливание |
Оптимальность физической нагрузки, двигательной активности. Наличие закаливающих мероприятий, гигиенические условия |
|
Разностороннее развитие; воспитание интереса и потребности к физическим упражнениям, физкультурным занятиям |
Положительный эмоциональный тонус, психологический комфорт, ситуации успеха для каждого из детей |
К специальным приемам повышения физической нагрузки относятся: увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесение дополнительных пособий, усложнение правил и заданий.
В детском учреждении предусматриваются специальные формы работы для обеспечения активного отдыха детей: физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы).
В заключение хотелось бы отметить, что эффективности оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует ДА детей собственным примером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней гимнастики и других форм физического воспитания педагогу полезно применить для коррекции и укрепления собственного физического состояния.
«Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с природой на участке учреждения дошкольного образования»
03.06.2024Консультация для педагогических работников
«Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с природой на участке учреждения дошкольного образования»
В каждом учреждении дошкольного образования есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно в теплое время года. Хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Особое значение имеет хороший участок в городском учреждении дошкольного образования, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
Озеленение участка имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.
Санитарно-гигиеническое значение.
- обогащение воздуха кислородом уменьшает содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенных веществ;
- уменьшение значительного количества пыли, снижение ее концентрации на огражденной территории в 2-3 раза; пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вся территория, засаженная зеленью;
- очистка воздуха от вредных микроорганизмов и насекомых; высокая фитонцидная активность характерна для березы, дуба, черемухи, сирени, черной смородины, хвойных деревьев; сильными бактерицидными свойствами обладают лук, чеснок, горчица, хрен; летучие вещества черемухи убивают комаров, мух, мошек и слепней в течение нескольких минут;
- смягчение колебаний высоких летних и низких зимних температур;
- установление умеренной влажности воздуха;
- снижение солнечной радиации;
- снижение силы ветра;
- защита участка и здания от уличного шума;
- успокаивающее действие на ребенка.
Воспитательно-образовательное значение
Правильно озелененный участок учреждения дошкольного образования рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения с ними задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.
Требования к планированию озеленения участка.
В нормативном правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» в разделе 2 «Участок» (пункт 2.4) отмечается, что площадь зеленых насаждений не должна быть менее 50 % всей территории.
Все требования можно подразделить на три группы.
- Требования к организации ландшафтной среды, контраст; зонирование территории учреждения дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; сочетание особенностей рельефа участка с размещением игрового оборудования; зонирование рельефа участка (склон, засеянный травой, плато, посыпанное гравием, горка с деревом или кустарником на вершине).
- Требования к размещению озеленения: учет характера подземных и наземных коммуникаций; бережное отношение и сохранение существующих зеленых насаждений; не следует перегружать участок посадками; следует учитывать расстояние от посадок до здания учреждения дошкольного образования, в нормативно-правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» указывается, что кустарники следует высаживать не ближе 5 м, деревья — не ближе 10 м от здания; группы деревьев и кустарников на участке размещают с учетом солнечного освещения так, чтобы создать обрамление площадкам различного назначения.
- Требования к подбору растений для озеленения участка дошкольного учреждения: не следует применять для озеленения опасные деревья и кустарники (с вредными ядовитыми плодами, с колючками), растения, засоряющие при цветении территорию учреждения, растения, привлекающие большое количество насекомых; следует использовать растения с пестрыми и ярко окрашенными листьями, имеющие разный осенний наряд и форму кроны.
Виды озеленения участка учреждения дошкольного образования.
Защитные насаждения. Для защиты участка учреждения дошкольного образования от улиц и дорог на его границе создаются плотные полосы из деревьев и кустарников. Такие защитные насаждения украсят участок и надежно защитят от ветра, пыли, шума, выхлопных транспортных газов и копоти. В нормативном правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» записано, что по внешнему периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной 5 м. Обычно растения в живой изгороди высаживают в один ряд: это проще и дешевле, но двурядная посадка плотнее и, кроме того, дает возможность получить более прочную и более красивую изгородь. Посадка деревьев и кустарников в три ряда применяется в тех случаях, когда требуется создать защитные полосы, например, если участок дошкольного учреждения выходит на магистраль, в межквартальный или внутриквартальный проезд.
Декоративные древесно-кустарниковые насаждения. Деревья и кустарники определяют облик участка, придают ему рельеф и объемность. Виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений: линейные (аллеи, шпалеры), групповые (однородные, смешанные), одиночные посадки.
Вертикальное озеленение. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Оно заключается в декорировании вьющимися растениями фасадов зданий, балконов, оград, арок, пергол (увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на столбах или арках), в создании цветочных пирамид, колонн. Вертикальное озеленение даст возможность увеличить площадь под зелеными насаждениями, изолировать друг от друга площадки различного назначения, затенить места для занятий детей, защитить их от ветра. Для вертикального озеленения широко используются виноград, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, ипомея, настурция).
Газон — это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Он служит фоном, на котором располагаются остальные элементы, как растительные, так и художественно-архитектурные. Его можно использовать для озеленения возле цветника, бассейна, беседки. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снижает возбуждение, даст отдых утомленному зрению.
Виды газонов: цветущий (мавританский и пестроцветный); злаковый (партерный и луговой).
Цветочно-декоративные насаждения. На участке цветочно- декоративные растения обычно располагают в нескольких местах: при входе, вдоль дорожек, возле здания, на игровых площадках и т.д.
Требования к цветникам: для цветника подбирают растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени; растения должны быть неприхотливы, т.е. не требовать сложного ухода; для того чтобы ранее указанные условия были соблюдены, следует подобрать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения; красота и изящество цветника зависит от подбора растений по окраске.
Виды цветников: клумба, партер, бордюр, рабатка, цветочная композиция, альпийская горка, миксбордюр.
Огород. В зависимости от величины земельного участка и количества детей огород может быть общим для всех групп и отдельным для каждой из них.
Место для него выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью.
На огороде разбивают грядки длиной 2,5-3 м. Такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, выращивания рассады и т.д. Ширину грядки следует делать не больше 70 см, чтобы дошкольники могли во время работы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Расстояние между грядками — 50-60 см, а ширина главных дорожек огорода —1м.
Для выращивания на участке следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, интересны для наблюдения: для детей младшего дошкольного возраста подбирают культуры, у которых семена и луковицы достаточно крупные, чтобы дети могли сажать их сами, например лук, горох, бобы, редис: для детей среднего дошкольного возраста подбирают те же овощные культуры, что и в младшей группе, однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно садить разные сорта лука, салата, редиса, кабачков: для детей старшего дошкольного возраста подбирают разнообразные культуры: зеленые культуры (щавель, укроп, салат, ревень, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т.д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т.д.), плодовые (кабачок, тыква, огурец, томат, дыня и т.д.), корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза), хлебные злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес).
Плодово-ягодный сад. Для сада следует выбирать участки, защищенные от ветра, использовать возвышенные участки, чтобы избежать избыточного увлажнения почвы. Для посадки необходимо отобрать наиболее неприхотливые плодово-ягодные растения, хорошо развивающиеся в данной местности: плодовые культуры (яблоня, груша, вишня), ягодные культуры (земляника садовая, смородина — черная, красная, белая), неколючие сорта малины, ежевики.
Литература:
Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций : учеб. пособие / О.Н.Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н.Дубинина [и др.]. – 2-е изд.испр. – Минск : Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2017. – 390 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
Методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования
29.05.2024Методические рекомендации по организации
летней оздоровительнойработыв учреждении дошкольного образования
Методические рекомендации адресуются руководителям учреждений дошкольного образования, раскрывают основные задачи методического сопровождения педагогических работников и содержат примерное тематическое планирование образовательного процесса на летний период.
Составители:
Артименя Инесса Николаевна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Гатовскийясли-сад №1» Минского района;
Бабурина Инна Анатольевна, методист государственного учреждения образования «Вилейский районный учебно-методический кабинет»;
Орлова Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования»;
Черноус Оксана Валентиновна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения дошкольного образования «Узденскийясли-сад №3».
Методическое сопровождение педагогических работников учреждений дошкольного образования к летнему оздоровительному периоду нацелено на совершенствование профессиональных компетенции в обеспечении безопасных условий пребывания воспитанников, создании образовательной среды, содействующей их полноценному развитиюиукреплению здоровья.
Основными задачами методического сопровождения педагогических работников являются:
актуализация знаний по созданию здоровых и безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования в летний оздоровительный период;
оказание систематической методической поддержки в планировании, организации и анализе качества образовательного процесса с воспитанниками в летний оздоровительный период;
обогащение методических ресурсов и восполнение имеющегося дефицитакомпетенций, развитиеопыта решения профессиональных задач в вопросах организациихудожественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности воспитанников летом;
повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей групп раннего возраста по адаптации воспитанников к учреждению дошкольного образования;
поддержка мотивации профессиональной деятельности на создание качественной предметно-развивающей среды на территории учреждения образования в летний оздоровительный период.
В летний оздоровительный период организация методической работы должна осуществляться дифференцировано на основе анализа работы за предыдущие периоды, с учетом актуальных направлений (годовых задач) деятельности учреждения дошкольного образования, специфики образовательного процесса в разных группах и особенностейтрудапедагогических работников.Организационно-методическое сопровождение предусматривает разнообразные формы и методы работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности, необходимость и периодичность проведения которыхопределяется руководителем.
Примерное тематическое планирование
образовательного процесса на летний период
Первая младшая группа
Теманедели |
Содержание |
Малыши встречаютлето |
Формировать элементарные представления о поре года – лето на основе представлений о характерных действиях детей в эти отрезки времени, ярких и характерных проявлениях живой и неживой природы (лето – тепло, гуляем на улице и т.д.). Формировать умения замечать и называть явления природы: идёт дождь, светит солнышко и т.д.Развивать интерес к рисованию простых предметов (солнышко, цветок). |
Малыши и безопасность |
Формировать навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги и др.; умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности |
Растенияучасткадетскогосада |
Формировать (развивать) умения узнавать по внешнему виду и названию растения (деревья ближайшего окружения, жизненные формы растений, цветущие растения на участке); выделять и называть внешние признаки растений, различать их по величине и форме. |
Животные и ихдетёныши |
Развивать умения узнавать и называть животных и их детёнышей (цыплёнок, жеребёнок, телёнок, щенок и др.), выделять и называть их части тела, отдельные признаки, характерные особенности внешнего вида и движений. |
Моясемья |
Формировать эмоционально позитивное отношение к родителям и близким людям, представления о себе и других. Различать свою половую принадлежность, идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о родственных связях (мои папа и мама, братья и сестры, бабушки и дедушки), называть своё имя, имена родителей. |
Игры с песком и водой |
Формировать представления о свойствах объектов неживой природы (вода холодная, теплая; песок сухой, влажный, жёлтый и т.д.); способах действия с ними (воду льют, наливают, переливают, разливают; песок насыпают, пересыпают, рассыпают, собирают). Формировать умения использовать способы практических, обследовательских действий с доступными предметами ближайшего окружения, с природным материалом. |
Путешествие в странуЗдоровья |
Формировать основы здорового образа жизни, умения соблюдать правила личной гигиены (мыть руки, умывать лицо, чистить нос, чистить зубы), правильно применять предметы личной гигиены; формировать представления о том, что хорошо и что плохо, воспитывать интерес к доступным формам двигательной активности. |
Птицы, насекомые |
Формировать умения замечать, узнавать и называть птиц (ворона, воробей и др.) и насекомых (бабочка, жук и др.) в ближайшем природном окружении. Выделять части тела, отдельные признаки (цвет, величина, издаваемые звуки, характерные движения). |
Огород |
Развивать умения узнавать по внешнему виду названию растения огорода в процессе наблюдений, на картинках, в играх, игрушках: различать растения по цвету, величине, форме; выделять и называть внешние признаки и т.д. Развивать умения совместно со взрослым ухаживать за растениями. |
Сад (фрукты, ягоды) |
Развивать умения: узнавать по внешнему виду и названию растения в процессе наблюдений, на картинках, в играх, в игрушках, различать растения по цвету, величине, форме; выделять и называть внешние признаки и т.д. Развивать умения совместно со взрослым ухаживать за растениями. |
Любимыесказки |
Развивать художественное восприятие, интерес к содержанию литературных произведений; эмоциональную отзывчивость, отражать в играх образы персонажей, интерес к звукам, словам, рифмам; следить за развитием действия в стихотворениях, сказках; активно выражать свои впечатления, эмоции, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; обогащать пассивный и активный словарный запас детей |
Лето, летниеразвлечения |
Развивать представления о порах года (лето) на основе представлений о характерных признаках, ярких проявлений живой и неживой природы; умение определять пору года (лето) по словесному описанию, изображению, наблюдению. Развивать интерес к объектам и явлениям природы в ближайшем природном окружении, на картинках; эмоционально положительную отзывчивость на виды деятельности в летний период. |
Вторая младшая группа
Теманедели |
Содержание |
Лето-тёплаяпора |
Расширять представления о летней поре года с опорой на словесное описание характерной деятельности детей, взрослых, явлений живой и неживой природы (летом воздух становится тёплым, солнце светит ярко, бывают грозы, дожди, земля и вода – тёплые). Формировать (развивать) умения определять и называть основные состояния погоды летом (тепло, жарко, солнечно) и делать простейшие выводы: для кого (чего) это хорошо или плохо. |
Безопасное детство (дома, на дороге, на участке) |
Формировать (развивать) умения соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона; позвать на помощь, если поранился); оберегать глаза трогать чистыми руками, не бросаться песком); пить только чистую воду; соблюдать правила безопасного поведения на дороге (правила перехода дороги, движения по тротуару) и на участке (правила игры, общения с незнакомцем и бездомными животными); соблюдать правила пожарной безопасности |
Растенияучасткадетскогосада |
Формировать представления о ярких проявлениях растений летом (хорошо растут, цветут, плодоносят), частях растений, способах ухода и потребностях растений Развивать умения различать и называть деревья, кусты, декоративные цветы, их отличительные признаки и различать их по другим признакам (окраска, величина, форма листьев, цветков, стебля и т.д.) |
Домашние и дикиеживотные |
Формировать представления о ярких проявлениях в мире животных в летний период, их потребностях. Развивать умение различать и называть домашних и диких животных; взрослых животных и их детёнышей; выделять отличительные особенности животных |
Белорусскиеигрушки и народныеигры |
Развивать эмоционально позитивное отношение к народному декоративно-прикладному искусству (игрушкам из керамики, куклы из соломки, льна). Воспитывать эстетические чувства, желание эмоционально откликаться на художественные образы. Поощрять проявление активности и самостоятельности в белорусских народных играх с драматизированными действиями. |
Мойдетскийсад |
, о способах культурного общения и поведения со сверстниками и взрослыми. Формировать умения рассказывать о людях, работающих в учреждении дошкольного образования (воспитатель дошкольного образования, повар, врач). Воспитывать бережное отношение к предметам близкого окружения (не ломать, не бросать игрушки, класть на место вещи), к продуктам трудовой деятельности взрослого. |
Природный материал. Эксперименты с водой, песком, глиной |
Развивать умения выявлять свойства природных материалов в процессе экспериментирования (вода льется, просачивается, в ней предметы плавают или тонут; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить; влажная глина мягкая, лепится). |
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья |
Формировать представления о потребности человека в дыхании, воде, тепле, соблюдении правил личной гигиены; принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях. |
Насекомые |
Формировать умения различать и называть насекомых (бабочка, божья коровка, муха, пчела, комар), выделять их отличительные особенности в строении, способах передвижения, особенностях питания. |
Овощи. Огород |
Формировать (развивать умения) различать и называть растения огорода (лук, бобы, горох, огурцы и др.), выделять существенные признаки; формировать представления о потребностях растений в свете, влаге и тепле, о способах ухода за растениями; выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках, собирать овощи). Воспитывать желание проявлять заботу о растениях. |
Фрукты и ягоды |
Формировать умения различать растения, их части и плоды по отличительным признакам (окраска, величина, вкус, форма листьев); развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов природы; формировать представления о потребностях человека в здоровой пище. |
В гостях у сказки |
Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость на литературные (фольклорные) произведения; развивать умения воспринимать произведения художественной литературы различных жанров и художественной формы; узнавать литературных героев и их действия, сочувствовать персонажам; пересказывать и обыгрывать совместно со взрослым знакомые сказки, различать произведение на русском и белорусском языках. |
Летнийкалейдоскоп |
Расширять представления о лете с опорой на словесное описание, по иллюстрации, наблюдению, характерной деятельности детей, взрослых, явлений живой и неживой природы в летний период. |
Средняя группа
Теманедели |
Содержание |
Занимательноелето |
Развивать умения определять состояние погоды, характерные проявления неживой природы летом: тепло, солнечно, идут теплые дожди, объяснять влияние их на растения, животных, человека; характерные проявления в мире растений (много травы, цветов, созревают ягоды, фрукты), мир животных (много насекомых, птиц). Труд в природе (совместно со взрослым выращивать растения в цветнике и огороде. |
Правила безопасности летом (дома, на улице, в природе) |
Формировать представления о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях во дворе (если увидел осу, пчелу; как кататься на качелях). Формировать (развивать) умения применять правила безопасного поведения в доме (опасно выглядывать из открытого окна и балкона); на улице (не подходить к открытому люку); в природе (нельзя долго находиться на открытом солнце; купаться в водоёме только со взрослыми и пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой; ходить в лес только со взрослыми; безопасного катания на велосипеде, самокате |
Растениялетом |
Обогащать представления о строении, развитии и способах ухода за растениями. Развивать умения отличать характерные проявления в мире растений в летний сезон; распознавать и называть кустарники, деревья, травянистые цветущие растения; группировать растения по внешнему виду и месту произрастания. Формировать (развивать) умения совместно со взрослым осуществлять уход за растениями |
Животныелетом |
Формировать представление о стадиях роста и развития животных; правилах взаимодействия с ними. Развивать умения распознавать и называть зверей; группировать животных по разным признакам: дикие и домашние; взрослые и детёныши; животные леса, парка, сквера; сравнивать характерные проявления в мире животных в летний период с другими сезонами. |
Культура Беларуси: народное декоративно-прикладное искусство и игры. |
Формировать (развивать) умение с помощью взрослого понимать содержание предметов декоративно-прикладного искусства (игрушки из керамики, куклы, птицы, звери из соломки, льна); анализировать особенности белорусского декоративно-прикладного искусства (традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента). Воспитывать ценностное отношение и эстетические чувства. Формировать дружеские взаимоотношения играющих с помощью белорусских народных игр. |
Моямалаяродина |
Формировать представления об основных достопримечательностях родного города (поселка), о знаменитых людях, прославивших местность; воспитывать эмоционально позитивное отношение к родине - месту, где родился и живут родные, к родному дому. |
Юныеисследователи |
Формировать представления о свойствах объектов неживой природы (вода может нагревать и охлаждать другие предметы, растворять некоторые вещества и менять свою окраску и запах; песок пропускает воду, сухой песок легкий, под воздействием воды песок становится тяжёлым, пластичным, плотным; воздух невидим, невесом, без запаха, не имеет формы, он вокруг нас; засохшая глина – твердая, когда она влажная-мягкая, из нее можно лепить). Развивать умения различать способы экспериментирования с предметами (определение свойств и качеств бумаги, дерева, резины, ткани, стекла), устанавливать взаимосвязи между назначением предмета и качеством материала. |
Я здоровым быть хочу – за здоровьем я слежу. Деньздоровья |
Развивать умения соотносить знания о культуре тела с реальными действиями по уходу за ним, использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья: выполнять гигиенические процедуры, защищаться от микробов, есть продукты, полезные для здоровья, принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях, подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развиватьумениярассказывать о своёмздоровье. |
Удивительныймирнасекомых |
Развивать умения распознавать и называть насекомых (стрекоза, кузнечик, муха, бабочка, пчела, шмель, муравей). Определять в процессе наблюдений потребности насекомых (в свете, пище, тепле, жилище). Формировать представления о месте обитания, стадиях роста насекомых (яйцо-гусеница-куколка-бабочка), умение устанавливать взаимосвязь между погодой и состоянием насекомых. |
Огород. Труд в огороде. |
Распознавать и называть овощи (свекла, капуста, кабачок, тыква и др.), семена растений (фасоль, горох, огурцы, свекла и др.), группировать овощи по окраске, форме, вкусу, способу употребления в пищу (в сыром, вареном виде). Определять в процессе наблюдений, труда потребности растений в свете, влаге, тепле, почве и значение целостности растения. Развивать умения совместно со взрослым выращивать растения на огороде, самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем; собирать урожай. |
Лес и егообитатели |
Развивать умения распознавать и называть растения и разные виды животных леса, ядовитые (мухомор, бледная поганка) и неядовитые (лисички, боровик и др.) грибы. Устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе летом. Применять правила безопасного поведения в лесу (ходить в лес только со взрослыми, собирать и пробовать только знакомые ягоды и грибы). Воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать её. |
В гостях у книги |
Формировать умения воспринимать произведения художественной литературы, фольклора различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора), отличать прозу и стихотворную речь, выполнять практические художественно-речевые действия: повторять ритмические организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения, передавать словами, действиями, жестами содержание литературного (фольклорного произведения); рассказывать знакомые произведения. Воспитывать отношение к книге как к произведению культуры (бережное обращение, стремление к рассматриванию иллюстраций, повторному прослушиванию). |
Лето. Летниеразвлечения |
Развивать умения называть характерные проявления неживой и живой природы в летний период, использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья в летний оздоровительный период. |
Старшая группа
Теманедели |
Содержание |
Природалетом |
Развивать умения отмечать характерные проявления неживой природы летом – самые длинные дни и самые короткие ночи, тепло, жарко, солнечно, идут ливневые дожди, грозы, радуга. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Совместно со взрослым заготавливать природный материал; ухаживать за растениями участка (рыхлить почву, поливать клумбы и грядки). |
Азбукабезопасногоповедения |
Формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе; люк; строительная площадка); в квартире (открытое окно, балкон). Развивать умения самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными; соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице и в автомобиле. |
Миррастенийлетом |
Формировать представления о признаках растений с растениями природной среды. Развивать умения узнавать и называть деревья и кустарники, цветущие и сорные растения, лесные ягоды и грибы; определять в процессе наблюдений, экспериментирования и труда функции органов растений; группировать растения по разным признакам (по жизненной форме, отношению к человеку, способу использования, месту произрастания); характеризовать изменения в мире растений в летний сезон (растения растут, цветут, плодоносят); соотносить состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе. |
Мирживотныхлетом |
Формировать представления о правила взаимодействия с домашними, бездомными и дикими животными. Развивать умения узнавать и называть животных разных природно-климатических зон; группировать животных по разным признакам: по классам, месту обитания, способу передвижения, природно-климатическим зонам; характеризовать изменения в мире животных летом; соотносить состояние животных с изменениями в неживой природе летом. |
Культура Беларуси: народные промыслы и игры. |
Формировать представления о белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву; предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева, лозы). Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве и о работе мастера прикладного искусства. Развивать умения различать и анализировать особенности белорусского декоративно-прикладного искусства. Воспитывать ценностное отношение и эстетические чувства. Воспитывать интерес к культурным традициям белорусского народа через белорусские народные игры. |
Мояродина – Беларусь |
Формировать представления о природных символах Беларуси (сосна, цветок василька, лен, клевер, зубр, аист), рассказывать о природе родного края, реках, озерах, заповедниках. Развивать умения узнавать и называть растения и животных, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь. |
Мы-исследователи |
Формировать представления о природных ресурсах, нужных человеку (вода, солнечная энергия, энергия ветра). Развивать умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни (почва, песок, камни, глина (отличительные особенности), вода (агрегатные состояния воды, круговорот воды в природе, фильтрование воды), воздух (имеет объем, использование силы воздуха), свет (световой луч, солнечные часы, изменение цвета солнечных лучей, появление радуги), теплота (разные материалы нагреваются по - разному). |
Лето спортивное – для здоровья активное. Деньздоровья |
Формировать основы здорового образа жизни. Развивать умения выполнять простейшие правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдать распорядок дня, употреблять продукты, полезные для здоровья, оберегать себя от попадания микробов и др.). Развивать способность оценивать собственные действия и действия других с точки зрения их пользы для здоровья. Закреплять и совершенствовать элементы техники двигательных действий в гимнастических, спортивных упражнениях, спортивных играх. Знать предметы, снаряды, пособия, необходимые для выполнения физических упражнений, правила пользования ими. |
Водоём. Луг |
Развивать интерес к особенностям внешнего вида растений и животных луга и водоёма, формировать представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни животных, живущих на лугу, на водоёме; о сообществе водных и наземных растений и животных, формировать представления о правилах поведения в процессе взаимодействия с растениями и животными. |
Нашчудесныйурожай. Дожинки. |
Развивать умения узнавать и называть овощи, фрукты, зерновые культуры; характеризовать значение растений не только для человека, но и в природе: служат кормом для животных, сохраняют влагу в почве и др. Группировать растения по разным признакам: отношению к человеку (культурные, дикорастущие), способу использования (пищевые, лекарственные, декоративные), месту произрастания (садовые, полевые, огородные).Соотноситьсостояниерастений с сезоннымиизменениями в неживойприроде. |
Летниеминиатюры |
Формировать представления о работе художника, скульптора, дизайнера. Развивать интерес к экспериментированию с художественным материалом, изобразительными техниками. Формировать (развивать) умения самостоятельно создавать предметную, декоративную, сюжетную аппликацию; создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации, используя разные способы и приёмы, средства выразительности; технические навыки работы с изобразительным, природным и дополнительным материалом. |
Этиудивительныекниги |
Формировать и расширять представления о фольклорных и литературных произведениях разных жанров (фольклор, проза, поэзия), способах сочинения сказок, рассказов, стихов; о книге как произведении эстетической культуры. Формировать умения передавать свое отношение к содержанию произведений, развивать умения давать оценку действиям героев литературных произведений. Формировать представления о способах создания творческого продукта (совместно со взрослыми придумывать сказку, рассказ, загадку, стихотворение). Развивать умения различать виды книжной графики (станковая, прикладная). |
В гостях у лета |
Формировать представления о характерных проявлениях неживой природы летом (самые длинные дни и самые короткие ночи, тепло, жарко, солнечно, идут ливневые дожди, грозы, радуга); формировать представление устанавливать связи между изменениями в неживой природе летом и состоянием растений и животных. Развивать умения замечать изменения в одежде, играх и труде человека в природе летом. |
Нормативные правовые акты
- Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изм. и доп. по состоянию на 21 сент. 2016 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 400 с.
- Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 15 авг. 2019 г., № 137 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020
- Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образованияРесп. Беларусь. – Минск : НИО, 2019. – 479 с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования» от 22 мая 2015 г.
- Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 24 сент. 2007 г., № 50 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020.
- Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований [Электронный ресурс] : постановление Совета МинистровРесп. Беларусь, 7 авг. 2019 г., № 525 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020
- Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохраненияРесп. Беларусь и их отдельных структурных элементов [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 25 января 2013 г., № 8 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020.
- Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь,14 июля 2014 г., № 105 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020сч
"Экологическая тропа в детском саду"
29.05.2024Консультация для педагогов
"Экологическая тропа в учреждении дошкольного образования"
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропы и организации на ней работы с детьми.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического и трудового воспитания. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека мы воспитываем с раннего детства в семье и в детском саду.
Можно выделить два основных типа экологических троп на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.) Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропы выбирают различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.
Этапы создания и оформления тропы
Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения, к примеру, в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление в виде альбома (паспорта);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.
В качестве объектов экологической тропы могут быть: различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропы» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.) Этот персонаж поможет нам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной точке маршрута, где он будет «встречать» ребят, и на последней, где он будет «прощаться» с ними. Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.
У начала тропы можно укрепить ее план, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по-особенному относиться к ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям.
Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.
Экологическая тропа на территории детского сада.
Создавая экологическую тропу на территории детского сада, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами. Иногда многие «лишние» вещи могут послужить отправными точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропы вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.
Как показывает опыт, эффективнее всего организовать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.
В качестве видовых точек выберите, прежде всего, деревья и кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками и грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ) и «Растения». Во многих детских садах после прочтения и обсуждения сказки Н.Рыжовой «Как медведь пень потерял» проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп). Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном находят прибежище многие насекомые, улитки.
Если участок достаточно большой, на нем можно воссоздать фрагменты разных естественных – растительных сообществ, характерных для вашей местности (леса, луга).
На тропинке должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, а также позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом и дождевыми осадками. Отдельные большие камни украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных (особенно насекомых, улиток и, может быть, ящериц).
Дошкольные учреждения традиционно выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создаются условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу».
На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям со снующими рядом муравьями и обозначить как видовую точку. Для наблюдений и практических действий интересны также норки дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон и других птиц.
Методика по организации работы на экологической тропе.
Методика работы на тропе избирается педагогом самостоятельно в зависимости от дидактических целей и задач, которые стоят перед ним на каждом конкретном этапе. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники и младшие школьники, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, да еще столь сложного, как экология. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним – двумя объектами. Для обсуждения выбираются вопросы, к решению которых дети подготовлены на предыдущих этапах обучения. Ни в коем случае нельзя задавать все вопросы, которые приведены в разделе «Характеристика объектов». Как видно из текста, они представляют собой не конспект единой беседы, а разные варианты бесед, которые можно организовать возле каждого объекта. Педагог выбирает те, которые соответствуют его замыслам. Все возникающие проблемы необходимо решать в игровой форме: то ли это Незнайка в чем-то запутался, то ли Хозяин природы регулярно присылает письма с вопросами, ответ на которые должны отыскать дети самостоятельно, то ли в группе организован постоянно действующий конкурс «Умников и Умниц», и один-два раза в неделю они соревнуются между собой на тропе в течение 7 – 10 минут. Каждый педагог выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
Важно соблюдать следующие принципы: не перегружать детей фактическим материалом; не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя. В этих двух случаях экологические знания усвоены детьми не будут.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Ее значение в процессе экологического воспитания.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Характерными особенностями совместной деятельности являются:
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
Оформление материалов для работы с детьми.
Для организации работы на экологической тропинке надо разработать «Паспорт экологической тропы», который содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная, схема – для педагогов, вторая – упрощенная – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий, сделанных в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева, даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
С чего начать?
Этапы создания и оформления тропы:
- Детально обследовать территорию детского сада и выделить наиболее интересные объекты.
- Составить картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов, схема находится на стенде, который расположен в начале экологической тропы.
- Выбрать вместе с детьми хозяйку тропы (любой сказочный персонаж по желанию детей).
- Составить паспорта всех видовых точек тропы.
- Изготовить выносные знаки, которые обозначают каждую точку.
- Составить рекомендации по работе с детьми на каждой видовой точке.
Создание экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои знания, но постигают отношения человека с окружающей средой в процессе труда и отдыха. Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа, расположенная по периметру учреждения дошкольного образования, позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Источник информации:
http://bulycheva_l_v.a2b2.ru/info/8510
«Развивающая предметная среда на летнем участке»
20.05.2024Консультация для воспитателей
«Развивающая предметная среда на летнем участке»
- В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
- Предметная среда на территории учреждения дошкольного образования должна включать:
- участки групп с теневыми навесами;
- спортивную площадку;
- размеченную дорожку для занятий бегом;
- площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
- цветочные клумбы, цветники, огород.
- На участке каждой группы необходимо предусмотреть:
- площадку для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и др.;
- площадку для игр с песком;
- бассейны для игр с водой.
- Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:
- общения детей с книгой;
- рисования;
- настольно–печатных игр;
- конструктивных игр;
- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.
- Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении учреждения дошкольного образования. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.
- Оборудование площадки для игр с песком должно включать:
- песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;
- совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).
- Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.
- Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.
- Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.
- Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.