Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Так с чего начинать?
<article>
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Начиная со средней группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном).
А со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).
Зубры — не только визитная карточка богатого и разнообразного животного мира Беларуси, но и символ самой страны. Это самые тяжёлые и крупные наземные млекопитающие на европейском континенте, последние европейские представители диких быков. Наибольшее количество зубров обитает в Беловежской пуще, поэтому если вы хотите увидеть это величественное животное наверняка, вам следует отправиться именно туда.
Первым, кто прославил силу и смелость зубров в литературе, был белорусский просветитель и поэт Николай Гусовский (Мікола Гусоўскі). В начале XVI в. он написал знаменитую «Песню про зубра» по заказу Папы Римского Льва X Медичи, который хотел узнать больше о необычном звере, обитающем в лесах Великого Княжества Литовского. Поэма была написана на латыни, но со временем была переведена на русский и белорусский языки. «Песня про зубра» сохранилась до наших дней и является литературным памятником эпохи Возрождения.
А где ещё в Беларуси встречаются образы и изображения зубров?
Памятник зубру около трассы Брест - Москва, на границе Минского и Брестского районов. Высота этого памятника - 30 метров, масса - 76 тонн. Фигура зубра была выбрана не случайно, ведь Брестский район - это место расположения Беловежской пущи, в которой обитают эти редкие животные.
Памятник основателю Каменецкой крепости - волынскому князю Владимиру Васильковичу. Рядом зубр - символ Беловежской Пущи, рядом с которой и расположен Каменец.
Панятник зубру на въезде в Национальный аэропорт Минск.
Железный зубр, сделанный Романом Бейбутяном из запчастей советских автомобилей.
Василек использовали и как символ нежности, преданности и надежности. В таком качестве он украшал предметы одежды персонажей картин художников Ренессанса, как, например, на известном полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Русское же «василек» связано с легендой о романтических и противоречивых отношениях молодого ржановолосого и голубоглазого земледельца Василия с русалкой, закончившихся тем, что Василий стал цветком. Русалка увидела Василия на берегу реки и влюбилась в него. Она вышла из воды, и Василий также не устоял перед ее красой. Их взаимным нежным отношениям мешал нерешенный «квартирный» вопрос – она настаивала на постоянном местожительстве в водной среде, а он предлагал жить на суше. После долгих пререканий русалка превратила своего возлюбленного в голубой цветок в надежде, что с берега реки он попадет в ее чертоги. Но цветок остался у пашни, а русалке осталось лишь любоваться им из водной пучины. (Славянская интерпретация мифа древних греков о Нарциссе.)
И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Василек также известен как символ власти и величественности, о чем свидетельствует декоративная ткань «Зеленый наряд рук императора Карла V», – элемент парадной одежды главы Священной Римской империи. На ней двуглавый орел как атрибут династии Габсбургов и герб окружены различными растениями, среди которых выделяется василек. Этот цветок любил германский кайзер Вильгельм I, что стимулировало его культивирование в садах и выведение декоративных сортов. Василек украшает герб Республики Беларусь, венок из васильков изображен на государственном гербе Швеции. С 1968 г. это растение является национальным цветком Эстонии.
АИСТ -Интересно, что слово «аист» присутствует только в русском языке как заимствование из тюркского. В белорусском языке существует два наименования этой птицы – бусел (ласково – буслик) и лялько.
Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделённое высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями – насекомыми, грызунами, змеями.
Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал свёрток. Всё содержимое моментально распространились повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка.
Буслы присутствуют и в других народных поверьях, которые отражают особенности поведения особи. Прилёт птиц ранней весной обещает скорое появление птенцов, отсюда и представление, что аисты приносят детей. Заинтересованные в пополнении семейства хозяева старались обустроить удобное место для гнездования – высокий шест с кругом, очищенный от веток ствол дерева или место на крыше. На Благовещенье выпекается сдоба, украшенная «отпечатком» лапы бусла.
То, что птица возвращается к своему старому гнезду, каждый год, перестраивая и увеличивая его в размере, породили традицию считать аиста духом-покровителем дома, приносящим обитателям лад и процветание. Если птицы покидали гнездо, это считалось приметой скорых неблагоприятных событий. Птица живёт в паре и разделяет хлопоты по заботе о птенцах. Отсюда, аист – симол верности, преданности и родительской любви. Аист, поглощающий болотную «нечисть», также стал символом победы добра над злом.
Клевер попал в символику двух государств - Белоруссии и Ирландии. Белоруссия: Обрамление герба в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм. Беларусь – страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительностью и цветами привила белорусам неподдельную любовь ко всему живому.
Лен – символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка. Это единственная прядильная культура в республике, его еще называют «северным шелком»Традиционно из льняной ткани сделаны национальные белорусские наряды. Только из льна делались знаменитые “беларускія рушнікі”, на которых вышивался орнамент. А так как каждый орнамент имеет свой сакральный смысл, и один и тот же рушник не мог использоваться на всех праздниках или важных событиях, у каждого порядочного белоруса было множество рушников: для повседневных нужд, для религиозных праздников – Рождества, Пасхи; на рождение ребенка, на «заручыны» (помолвка) дочери, на «вяселле» (свадьба) сына, впрочем, “нават у труну клалі рушнік” (“даже в гроб клали рушник»)…
Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:
- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). - Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.
Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.
О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.
Что на нём изображено? - Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.
- Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.
-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.
- Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.
- Красная звезда – символ человечности, знак мужества.
Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Следует прочитать детям следующие художественные произведения:
В средней группе:
С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”;
Блакіт нябёс, і белы бусел,
І кветкі ў полі, як абрус...
Мой край завецца Беларуссю,
А сам я - хлопчык-беларус.
Э. Агняцвет. "Зямля з блакітнымі вачамі”;
Зямля з блакiтнымi вачамi -
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,
Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы -
Прасторны шлях, далёкi шлях!
Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты - наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.
Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.
А.Байдак. “Беларусачка”
Твар румяненькі,
Белая хустачка.
Я ўжо ведаю,
Я — беларусачка!
I хачу
Так, як тата і мама,
Родны край свой любіць
Я таксама!
Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”;
Радзіма —
нівы, рэкі і бары,
бярозавікам вецер набрыняў,
у Белавежы волаты-зубры,
а вунь мацуе ножкі зубраня.
Радзіма!
Тата, мама і браты,
сястра, бабуля, дзед
і шмат радні
зрабілі ўсё,
каб меў радзіму ты.
Яе высокі гонар барані.
Стварай сваё,
ды беражы, што ёсць,
Дужэй між птушак,
песень і цяпла.
А розум, дабрату і прыгажосць
табе прырода родная дала.
А.Русак “Мой край”
Куды ні глянь — лясы шумяць,
цвіце за полем гай,
а поле — вокам не абняць.
I гэта ўсё — мой край.
Пшаніца, жыта на палях,
усюды ураджай,
стагі, як горы, на лугах.
I гэта усё — мой край.
Жыве, працуе мой народ
ці ў снежань, ці ў май,
і харашэе з году ў год
мой родны, вольны край.
Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.
В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.